КОНЦЕПЦИЯ
патриотического воспитания
в организациях физической культуры и спорта
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концепцияпатриотическоговоспитания в организациях физической культуры и спорта (далее – Концепция) – документ, отражающий совокупность официально принятыхвзглядовнагосударственнуюполитикувобластипатриотическоговоспитания. В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания,егоцель, задачи ипринципы, роль иместогосударственныхорганов, общественныхобъединенийиорганизацийповоспитаниюпатриотизма всовременныхусловиях.
РазработкаКонцепцииосуществленаврамкахреализациипостановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря
2021 г. № 773 «О программе патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022–2025 годы» иобусловленанеобходимостьювыполненияэтойпрограммы; перспективного плана идеологической работы Министерства спорта и туризма на 2024 год; комплекса мер по усилению идеологической работы в специализированных учебно-спортивных учреждениях, училищах олимпийского резерва, национальных и сборных командах Республики Беларусь по видам спорта.
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
Гражданско-патриотическое воспитание – формирование личности законопослушного гражданина, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, привитие уважительного отношения к государственной символике Республики Беларусь.
Патриот – человек, который осознанно соотносит свою деятельность с интересами страны, идентифицирует себя и свое будущее с народом, историей, культурой и готов стоять на защите интересов Отечества;
Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотические ценности:
Родина (место рождения человека, страна, в которой он родился, культурно-историческая среда, созданная предками);
Отечество (страна, государство, с которым личность связана системой отношений, регламентированных правами и обязанностями);
семья, преемственность поколений, нация;
государственность, государственный суверенитет Республики Беларусь;
государственная символика Республики Беларусь (Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн Республики Беларусь);
историческая память, национально-культурная идентичность;
национальная культура.
ГЛАВА 2
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Цель Концепции – совершенствование системы патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта, приобщение специалистов отрасли к важнейшим традиционным ценностям белорусского общества – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формирование основ национального самосознания, чувства преданности и любви к своей Родине, стремление служить ее интересам и готовности к ее защите, ответственности за ее состояние и развитие.
Основными задачами Концепция являются:
укрепление национальной идентичности;
воспитание духовно-нравственных ценностей;
формирование уважительного отношения к историко-культурному наследию;
становление мировоззрения, основанного на гражданско-патриотических ценностях;
привитие ценностей военно-патриотического направления.
Направления реализации настоящей Концепции:
разработка нормативных документов республиканского уровня обеспечивающих управление идеологическим и патриотическим воспитанием в организациях физической культуры, спорта и туризма;
разработка рекомендаций, справочников по идеологической работе;
разъяснение Конституции Республики Беларусь, создающей условия для гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;
сохранение и популяризация спортивного наследия, национальных традиций и обычаев в спорте;
продвижение и развитие национального олимпийского движения;
репрезентация патриотизма белорусских спортсменов в информационной и цифровой среде;
развитие национального спортивно-патриотического пространства;
формирование знаний об историческом прошлом страны, героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, истории спорта, достижениях белорусских спортсменов;
воспитание уважительного отношения, любви и преданности к своей Родине, гордости за ее свершения и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
создание досок Почета, музеев, исторических комнат, экспозиций, информационных стендов по истории физкультурно-спортивных организаций, федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта и использование их в целях патриотического воспитания;
развитие чувства национальной гордости, воспитание в духе взаимного уважения и дружбы всех наций и национальностей страны, нетерпимости к проявлениям национализма и шовинизма;
пропаганда государственных символов Республики Беларусь, памятных дат в истории страны, родного языка, популяризация достижений отрасли физической культуры, спорта и туризма;
формирование морально-психологической и физической готовности к службе в армии, выполнению конституционной обязанности по защите Республике Беларусь;
формирование уважительного отношения к коллективу, тренеру, воспитание ответственности за результаты своей спортивной и учебной деятельности.
ГЛАВА 3
ПАТРИОТИЗМВ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт менталитета и национальногохарактера белорусов. Патриотизм выступает как вечная ценность, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее народа и является незыблемой основой нашей государственности. Белорусскомупатриотизмуприсущи высокаягуманистическаянаправленность, забота об интересах Родины, готовность к самопожертвованию ради нее, гордость за ее успехи и достижения, уважение к культуре и истории народа.
Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, вкоторойприоритетобщественного,государственноговыступаетнеограничением,астимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданскогообщества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает вэтойсвязифундаментомформированияиреализацииданноготипасоциальногоповеденияграждан. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания может привести к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан Беларуси.
Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса. Оно представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных институтов по формированию у граждан патриотического сознания высокого уровня, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.
Патриотическое воспитание спортсменов - это целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему государству, его законам, политике, деятельности. Такое воспитание способствует становлению спортсмена-патриота, имеющего убеждения, соответствующие национальным интересам Республики Беларусь. Такой спортсмен никогда не предаст свою Родину, не обесценит ее достижения, будет иметь активную гражданскую и личностную позицию в деле созидания сильного и процветающего государства.
Анализ реализации целей патриотического воспитания в организациях физической культуры и спорта свидетельствует об однотипности применяемых форм и методов (речь идет в основном о походах по местам боевой славы, беседах, встречах с известными людьми, соревнованиях на призы выдающихся тренеров и др.), недостаточном количестве используемых тем для проведения воспитательной работы, зачастую формализме такой деятельности. Существуют серьезные просчеты в планировании мероприятий по патриотическому воспитанию спортсменов-учащихся. Отсутствует последовательность в организации идеологической и воспитательной работы при переходе с одного этапа спортивной подготовки на другой.
Все это указывает на необходимость создания комплексной программы идеологической работы в организациях физической культуры и спорта. Необходимо совершенствовать воспитательную работу со спортсменами на всех ступенях многолетней подготовки, уделяя особое внимание патриотическому воспитанию, развивающему потребности в созидательной и плодотворной деятельности на благо общества и государства.
ГЛАВА 4
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ,
В ОРГАНИЗАЦИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Формирование национальной идентичности:
осуществление информационно-просветительской работы с целью донесения до спортсменов общественно-государственных ценностей Республики Беларусь;
поддержка талантливых и перспективных спортсменов и формирование у них политической, правовой, моральной и этической формы общественного сознания;
организация мероприятий национально-патриотического направления, в том числе приуроченных к государственным праздникам.
Духовно-нравственное воспитание:
формирование представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, стремления к нравственному самосовершенствованию;
осознание общечеловеческих ценностей, формирование нравственных идеалов, ориентиров, готовности руководствоваться ими в практической деятельности;
вовлечение в волонтерскую и благотворительную деятельность;
активное участие в акциях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности.
Историко-культурное воспитание:
формирование уважительного отношения к историческим святыням и памятникам Отечества, чувства гордости за достижения своего народа и государства;
приобщение к национальным традициям, культурно-историческому наследию белорусского народа;
участие в мероприятиях, направленных на популяризацию исторических мест и выдающихся людей – выходцев из Беларуси.
Гражданско-патриотическое воспитание:
формирование патриотического сознания, любви к Родине, уважительного отношения к государственным символам, традициям;
участие в торжественных мероприятиях, посвященных государственным праздникам (День народного единства, День Независимости Республики Беларусь, День Победы);
активное участие в мероприятиях гражданско-патриотической, историко-краеведческой, военно-патриотической направленностей, приобретение опыта выражения своей гражданской позиции;
осознание ответственности за судьбу страны, гордости за сопричастность к деяниям своих предков, формирование ценностного отношения к Родине, понимание важности сохранения исторической памяти (особенно о событиях Великой Отечественной войны, геноциде белорусского народа, героизме соотечественников);
рост количества спортсменов, включенных в деятельность детских и молодежных общественных объединений, формирование у них активной жизненной позиции.
Военно-патриотическое воспитание:
организация торжественных (памятных) мероприятий, посвященных праздничным дням и памятным датам (День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, профессиональные, в том числе связанные с ознаменованием выдающихся заслуг видов и родов войск Вооруженных Сил Республики Беларусь в защите Отечества, праздничные дни).
ГЛАВА 5.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация Концепции осуществляется на основе отраслевого и общественно-государственного взаимодействия в решении задач гражданско-патриотического воспитания в отрасли физической культуры и спорта.
Исполнителями Концепции являются организации, подчиненные Министерству спорта и туризма Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам, а также организации всех форм собственности, общественные объединения в рамках их компетенций и действующие в сфере физической культуры, спорта и туризма.
Концепция направлена на все категории руководящих работников и специалистов сферы физической культуры, спорта и туризма, в том числе административно-управленческий состав, тренерско-преподавательский состав, спортсменов-учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва, спортсменов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, спортсменов клубов по игровым видам спорта, студентов учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры».
Механизмами реализации Концепции являются принимаемые (издаваемые) Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами нормативно-правовые акты по гражданско-патриотическому воспитанию.
Ежегодно всеми заинтересованными в рамках их компетенций разрабатываются и утверждаются соответствующие планы мероприятий по реализации Концепции.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь осуществляет контроль над реализацией Концепции и выработку следующих действий исполнителей:
разработку и внедрение системы отчетности о выполнении соответствующих планов мероприятий основными исполнителями Концепции;
мониторинг качества и эффективности реализации Концепции и соответствующих планов мероприятий;
подготовку совместно с основными исполнителями ежегодного доклада о состоянии патриотического воспитания населения в отрасли;
подготовку предложений о совершенствовании гражданско-патриотического воспитания в отрасли.
ГЛАВА 6
ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Оценка результативности реализации настоящей Концепции осуществляется на основе использования системы качественных индикаторов и количественных критериев:
повышение уровня почитания государственной символики Республики Беларусь, уважения исторических святынь и памятников Отечества, родной природы, развитие чувства гордости за отечественные достижения;
повышение интереса к изучению исторического прошлого Беларуси, в том числе военного, осознание необходимости сохранения памяти о подвигах защитников Отечества;
увеличение количества представителей спортивных организаций, принимающих участие в мероприятиях патриотической направленности, в том числе в волонтерской работе;
повышение уровня осознанного отношения к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества;
создание системы непрерывного гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи;
создание правовой базы сопровождения и регулирования патриотического воспитания в сфере физической культуры, спорта и туризма;
развитие и систематизация опыта патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта с целью его трансляции и дальнейшего практического использования.
Реализация Концепции должна способствовать созданию эффективной системы патриотического воспитания на всех этапах многолетней спортивной подготовки – от групп начальной подготовки до профессионального спорта, сформировать интеллектуально развитую, духовно богатую, творческую, социально активную личность спортсмена как человека-гражданина, патриота своей Родины, знающего ее историю и культуру, соблюдающего Конституцию и законы Республики Беларусь.